Статьи о манипуляторах и гидроманипуляторов

Основые правила при выборе манипулятора

Кран-манипулятор – это машин, предназначенная для подъема груза и состоящая из крано-манипуляторной установки (КМУ), которая фиксируется стационарно или же на подвижное устройство.

Для того что бы выбор крана-манипулятора был верным, в этой статье мы обратим особое внимание на технические характеристики и классификации данного вида спецтехники.

Сегодня рынок специализированной автотехники в Стерлитамаке предлагает огромное количество модификаций машин с КМУ, которые могут выполнять различные задачи. Поэтому, чтобы выбрать наиболее подходящую модель крана-манипулятора, следует знать основные правила, благодаря которым предприятие сможет приобрести доступную автотехнику, с хорошими показателями производительности и эксплуатационными характеристиками.

Для удобства систему выбора разделим на несколько этапов, которые определяют особенности и характеристики КМУ. 

Какой из манипуляторов выбрать?

1. Определяем перечень выполняемых работ

Прежде чем совершать покупку крана-манипулятора, необходимо решить такие проблемы: какие грузы планируется перевозить и каков их максимальный объем? в каких условиях будут проводиться погрузочные и разгрузочные работы? расстояние от техники до места погрузи, будет ли груз подниматься на высокие этажи или же опускаться в глубокие котлованы и ямы?

Кроме обозначения списка работ для будущего крана, при его выборе так же следует определиться с видом используемого шасси: вездеходные или полноприводные.
Определив для себя ответы на все вышеперечисленные вопросы, можно отправляться в специализирующуюся компанию и совместно с ее представителем переходить ко второй фазе выбора крана-манипулятора.

2. Определяем схему работы крана-манипулятора и принципы расположения на раме спецавтотраспорта

На втором этапе стоит остановиться на установлении принципа работы КМУ, который может быть тросовым азиатского производства или же гидравлическим европейского производителя. Преимущества и недостатки каждой из схем рассмотрим ниже.

Краны-манипуляторы гидравлические от российского или европейского производителя укомплектовываются стрелой, которая может сгибаться, последнее звено оснащено телескопическим механизмом выдвижения, а крюк крепится к самой стреле, лебедка и трос отсутствуют. Во время транспортировки КМУ компактно складывается, и стрела находится поперек автомобиля.
Гидравлические манипуляторы являются наиболее выгодным вариантом для автомобилей, которые предназначаются для перевозки различных грузов. КМУ может выступать в качестве самопогрузчика, что удаляет необходимость работы автокраном. Кроме того, сегодня выпускаются модели небольших размеров, которые могут быть установлены на автомобили типа Газель или VW Crafter. Причем в таких случаях регистрация в Ростехнадзоре не требуется.

Преимущества гидравлических КМК:

  • манипулятор с гидравлическим принципом работы может быть установлен на задний свес автотранспорта или даже на полуприцеп;
  • высокие показатели точности в позиционировании груза;
  • небольшой размер в движущемся положении;
  • гидроманипуляторы европейского производства широко представлены в России, и многие компании-поставщики имеют на складах различные модификации КМУ и все необходимые к ним запчасти и дополнительное оборудование, что облегчает обслуживание крана;
  • большое количество модификаций дает возможность подобрать кран-манипулятор, достаточный для потребностей любого предприятия.

Недостатки гидравлических КМУ:

  • тяжелые модели гидроманипуляторов нередко выходят из строя из-за увеличения нагрузки на передний мост автотранспорта, что может принести покупателю значительные убытки, ведь халатность производителей приводит к выпуску продукцию, которая довольно часто ломается и гарантия уже не действует;
  • имеют сложность в подъеме тяжелых спецгрузов: стрела сложенная и захватившая крюком недалеко от себя груз максимального веса, потом довольно тяжело расправляется, поэтому для частного уменьшения данного изъяна на втором элементе стрелы гидравлических КМУ есть место для крепления крюка специально для подъема тяжелых конструкций рядом с машиной.

Тросовые КМУ. Манипуляторы с тросовой схемой работы наиболее лучше подходят для строительных работ, ведь они легко справляются с подъемом грузов на этажи и без труда опустят их в глубокий котлован. Производятся в Азии. Стерла такого гидроманипулятора – телескопическая, она отлично опускается и поднимается, но не может складываться.

Преимущества тросовых КМУ:

  • базовая комплектация грузоподъемных моделей оснащена стрелой с максимальным вылетом до 20 м и более;
  • вес крана равномерно распределена между осями, а центр масс крана расположен ближе к задней тележке машины;
  • достаточно высокий темп работы на больших вылетах;
  • простая конструкция обеспечивает максимальные показатели надежности;
  • оснащенность крана лебедкой дает возможность выполнять работы за препятствием, вертикально поднимать и опускать груз и эксплуатировать кран ниже уровня земли, что часто необходимо при проведении строительных работ;
  • фактически всех тросовые КМУ имеют комфортное место для работы оператора, оснащенное креслом и пультом управления, что дает возможность работать краном с поста управления.

Недостатки тросовых КМУ:

  • одним из главных минусов в работе тросового манипулятора является отсутствие возможности сложить стрелу, что не позволяет перевозить достаточно габаритные грузы;
  • дорогостоящий ремонт неисправной системы раздвижения;
  • сильное раскачивание грузов больших габаритов.
Подводя итог, хочется сказать, что при выборе схемы работы манипулятора можно подойти с разных сторон, но если покупка тросового или гидравлического КМУ в Стерлитамаке не так уж и принципиальна, то в общем можно сказать что работа манипулятора обеих конструкций будет эффективной и востребованной.

3. Определяем необходимые технические характеристики КМУ

К основным техническим характеристикам, от значения которых и зависит способность крана-манипулятора поднимать грузы, относятся вылет стрелы и грузовой момент крана. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Вылет стрелы. Стандартно выпускаются манипуляторы с вылетом стрелы равным 8 м. Данной длинны вполне хватает для того, чтобы разгрузить и погрузить бортовую машину с платформой в 5 – 7 м. Кроме того, краны со стрелой данной длинны в основном всегда есть в наличии на складе у компаний поставщиков КМУ.
Но, бывают ситуации, когда для работ крана на более длинных расстояниях или для работы с полуприцепами, требуются гидроманипуляторы со стрелой с вылетом более 8 метров. В таких случаях может понадобиться время на изготовление и доставку таких манипуляторов, ведь они не всегда есть в наличии у поставщиков.
Кроме того, стоит сказать о том, что длина стрелы гидроманипулятора может быть увеличена за счет дополнения новых секций с механизмом ручного выдвижения, что не очень удобно в эксплуатации. Ведь прежде чем начать работы необходимо наклонять стрелу, выдвигать и устанавливать ее длину вручную, и так же выполнять обратный алгоритм по завершению всех работ.
Легкие тросовые КМУ обычно оснащаются 8-ми метровой стрелой, для средних и тяжелых чаще всего устанавливаются стрелы, вылет которых составляет 15 – 20 м.

Грузовой момент. Данный показатель манипулятора указывает грузоподъемность крана на определенном вылете стрелы и измеряется в тоннах на метр (тм). Данное значение обуславливает условное разделение гидроманипуляторов на:

  • легкие – с грузовым моментом до 10 – 12 тм;
  • средние – 30 – 40 тм;
  • тяжелые – более 40 тм.
Обычно точные показатели данной характеристики для каждой определенной модели крана-манипулятора указываются в буклетах или же на сайте фирмы-производителя.
Изучая технические особености крана-манипулятора, так же следует учесть, что для погрузки грузов с предельной массой, учитываются и его габариты. Поскольку очень часто грузы даже небольшого веса влияют на траектория подъема, которая увеличивается, а значит, увеличивается и вылет стрелы.

4. Типаж шасси автомобиля

Выбирая шасси автомобиля с КМУ так же следует ориентироваться на те задачи, которые будут возлагаться на манипуляторный кран. Но все же необходимо помнить о следующих моментах:
  • Устанавливаемый манипулятор значительно снижает грузоподъемность самого автомобиля. Считается, что для эффективной работы на машину следует устанавливать кран, отбирающий до 25% несущего шасси, но на практике при решении некоторых задач могут быть искажения как в одну, так и в другую сторону.
  • Устанавливаемый КМУ укорачивает спецмонтажную длину рамы автомобиля. Обычно для его установки необходимо около одного метра, но возможны разные варианты. Легкие модели манипуляторов могут быть установлены внутри бортовой площадки, а вот тяжелые, чтобы не перегружать переднюю ось, обычно смещают ближе к задней.

Конечно, кроме рассмотренных очевидных ограничений есть еще множество нюансов, о которых может и не знать даже опытный водитель крана-манипулятора, но с которыми сталкиваются производители спецтехники. Не будем рассматривать их подробно, но все же упомянем, поскольку они могут быть важны при создании спецтехники по вашему заказу.

К ним относятся:

  • механизм опоры КМУ, размеры, а так же расположение бензобаков и прочего оборудования, которое крепится сбоку к раме автомобиля;
  • погрузочный уровень, размеры бортовой площадки и максимальная грузоподъемность крана;
  • масса КМУ и максимально допустимая нагрузка центры тяжести автомобиля;
  • необходимость регистрации машины в ГИБДД, а самого крана – в Федеральной службе технадзора.
Надеемся, что приведенная выше информация будет полезна и поможет сориентироваться на рынке спецтехнике при выборе крана-манипулятора в Стерлитамаке.
Правильный выбор манипулятора

Закрыть